Специализация “Гендерный отношения. Гештальт-подход” (Сапогова, Ожигова, Управителева)
Важно уметь быть любопытным: интересоваться другим человеком, отличным от себя, тем, кем я никогда не смогу стать, тем, кто никогда не сможет стать мной.
Нэнси Амендт-Лайон
Предпосылкой возникновения данной специализации стало обучение в Институте социологии РАН по программе “Гендерная социология” (И.Тартаковская, Е..Ярская-Смирнова) в 1996- 1997г. и затем более чем 15 летний опыт чтения авторами учебного курса по “Гендерной психологии” в Кубанском государственном университете по направлению бакалавр и магистр психологии; накопленный в практике гештальт консультирования и терапии опыт психологической поддержки мужчин и женщин на разных возрастных, семейных и профессиональных этапах; практика консультирования пар и семей; собственные эмпирические исследования, отраженные в публикациях.
В 2012-2013 году авторы реализовали пилотный проект по проведению данного спецкурса. 28 человек – участники базовых гештальт программ в течение полутора лет знакомились с содержанием курса. В итоге (по итогам) сертификации участники описали свой опыт исследования и осознавания гендерных отношений и продемонстрировали применение навыков гештальт консультирования с учетом гендерной специфики. Сертификация подтверждена ведущим тренером МГИ – Моисеевой Е.
В 2013 и 2014 году были проведены два шаттла по гендерной тематике, в которых приняли участие 45 человек (Краснодар. п. Гуамка “Теория и практика гештальт терапии в работе с гендерной и семейной идентичностью” (2013г) и “Этика и эстетика гендерных отношений” (2014г.). Участники прослушали лекции по гендерной тематике, получили опыт индивидуальной и групповой терапии. И так далее.. я историю дальше дополню по годам к 2021г
Для кого специализация? Специализация рассчитана на участников образовательных гештальт – программ, работающих с личностными, семейными, карьерными кризисными состояниями у мужчин и женщин, направлен на развитие психологической компетентности в области близких отношений в семье.
В ходе специализации создается экспериментальное пространство для исследования участниками своих гендерных стереотипов (интроектов), осознается их влияния на близкие отношения. Участники исследуют социо-культурные роли и “порядки” гендерных отношений, собственную фемининность и маскулинность, овладевают способами диагностики и консультирования личности в кризисе фемининности и маскулинности на разных возрастных этапах. Предусмотрены рабочие материалы для чтения.
Темы специализации:
1. Гештальт-подход и гендерная теория. Применение теории self в осознавании женского и мужского опыта.
2. Семейные и гендерные сценарии: способы прерывания контакта и феноменология кризисов фемининности и маскулинности.
3. Любовь (романтическая, сексуальная): потребности, границы и цикл контакта в отношениях.
4. Этика и эстетика гендерных отношений: диалог и творческое приспособление.
5. Контракт в гендерных отношениях: фигуры и фон, граница контакта.
6. Осознавание гештальт-консультантом своей гендерной идентичности: этические правила, контракт, ограничения и ресурсы переживаний и тем в работе с клиентом.
7. Диагностика гендерных ролей и характеристик клиента на разных возрастных этапах (дети, подростки, юношество, пары, семейные отношения). Функции гештальт-консультанта в работе с кризисом фемининности и маскулинности.
Все темы построены на теоретической интеграции гендерного и гештальт подхода (как было описано в примере с описанием теории self выше).
Специализация наполнена методическим инструментарием: упражнениями на осознавание и обсуждение, ролевыми играми, различными арт-приемами (рисование, лепка, шитье, аппликация); знакомство со стандартизованными опросниками; элементы аромадиагностики; используется индивидуальная терапия в группе и супервизия на работу участников по запросам.
Продолжительность программы – 180 часов.
Форма проведения: двухдневки и трехдневки (по договоренности с группой).
Расписание занятий специализации согласовывается с каждым участником, с учетом приоритета базовой программы. В случае пропуска сессии, участнику предлагается три формы отработки: эссе по пропущенной теме, работа в тройках с разбором материала пропущенной сессии и супервизия работы.
По окончании программы проводится итоговая сертификационная сессия с участием приглашенного ведущего тренера МГИ. Сертификация проводится в виде описания 2 случаев работы с клиентом по проблематике гендерных отношений или публичной сессии.
В ходе специализации “Гендерные отношения. Гештальт подход” у гештальт консультанта формируются компетенции:
Базовые компетенции:
– осознавание своей половой принадлежности и ее влияния на процесс взаимодействия с клиентом;
– понимание феноменологии гендерных переживаний личности и этики отношений клиента и терапевта в исследовании гендерных и семейных историй;
– способность распознать явления переноса и контрпереноса и поддержать осознавание ситуации “здесь, сейчас и потом” в контакте между клиентом и терапевтом;
– способность поддерживать диалог с клиентом в переживании им опыта контакта со своей потребностью и осознаванием выбора границ и творческого приспособления в гендерных отношениях.
Специальные компетенции:
– умеет выбрать адекватный возрасту и состоянию клиента способ диагностики кризиса маскулинности и фемининности (его особенностей, глубины, обусловленности);
– распознает свои ощущения, чувства и эмоции в ходе консультирования и может обозначить их в разных терминах (гештальт теории, гендерной теории, феноменологического (ценностного субъективного) опыта и т.д.);
– критически осмысляет феномен своей гендерной реализации и его проявление в контакте с клиентом.
Ведущие
Сапогова Ирина – ведущий тренер МГИ. 25 лет терапевтической и консультационной практики. Ведет обучающие программы 1, 2 и 3 ступени в МГИ. Автор учебных курсов и публикаций по гендерной проблематике. Старший преподаватель кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского госуниверситета.
Ожигова Людмила – тренер МГИ. 15 лет терапевтической и консультационной практики. Автор учебных курсов и публикаций по гендерной проблематике. Профессор кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского госуниверситета.
Линейный тренер
Управителева Лариса – ассоциированный тренер СГМ. доцент Санкт-Петербургского университета профсоюзов, специалист по истории и теории феминизма и гендерных исследований
Контакты для записи на специализацию:
ВКонтакте: https://vk.com/id7087513
тел: +7-905-279-05-11
Основная литература по гештальт терапии:
- Серж Гингер. Гештальт: Искусство Контакта.
- Фил Джойс и Шарлотта Силлс. Гештальт-терапия шаг за шагом: навыки в Гештальт- терапии.
- Джон Энрайт. Гештальт ведущий к просветлению.
Основная литература по гендерной теории
- Амендт-Лайон Нэнси. Гендерные различия в гештальт-терапии. (Президент Австрийской Ассоциации Гештальт-терапии). http://gestaltclub.com/articles/stati/gestalt-terapia/4388-gendernye-razlichiya-v-geshtalt-terapii
- Антология гендерных исследований. Сб.пер. / Сост. И комментарии Е.И.Гаповой и А.Р.Усмановой – Мн.: Пропилеи., 2000.
- Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенство полов. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.
- Бендас Т.В. Гендерная психология: учебное пособие для студентов вузов. СПб. [и др.]: ПИТЕР, 2007. – 430 с.
- Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2001.
- Клецина И.С. Психология гендерных отношений: Теория и практика. – СПб.: Алетейя, 2004г.
- Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1988.
- Малкина-Пых И.Г. Гендерная терапия. Эксмо, 2006.
- Ожигова Л.Н. Исследование гендерной идентичности и гендерных стереотипов личности // Гендерная психология. Практикум. 2-е изд. / Под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2009. с. 256-264.
- Гендерная психология. Практикум. 2-е изд. / Под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2009. с. 283-295.
- Ожигова Л.Н. Психология гендерной идентичности личности. М-во образования и науки Рос. Федерации; Кубанский гос. ун-т. – Краснодар : [Изд-во КубГУ], 2006. – 290 с.
- Палуди М., Психология женщины – СПб., прайм – ЕВРОЗНАК, 2001.
- Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / Под общ. Ред. О.А.Ворониной. – М.: МЦГИ –МВШСЭН –МФФ, 2001.
- Фрейджер р.. Фейдимен Д., Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002. с.294-309.
- Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований» / Отв.ред. О.А.Воронина, Н.С. Григорьева, Л.Г. Лунякова. М.: МЦГИ – МВШСЭН – МФФ, 2001.
- Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. Под ред. Е.Здравомысловой, А.Темкиной. СПб.: Издательство «Дмитрий Буланин», 2000.
- Ярская – Смирнова Е.Р. Одежда для Адама и Евы: очерки гендерных исследований /РАН. ИНИОН, Саратов. Гос. техн. ун-т. Центр соц.политики и гендерных исследований. – М., 2001.