Специализация “Гендерный отношения. Гештальт-подход” (Сапогова, Ожигова, Управителева)

Важно уметь быть любопытным: интересоваться другим человеком, отличным от себя, тем, кем я никогда не смогу стать, тем, кто никогда не сможет стать мной. 

Нэнси Амендт-Лайон

Предпосылкой возникновения данной специализации стало обучение в Институте социологии РАН по программе “Гендерная социология” (И.Тартаковская, Е..Ярская-Смирнова) в 1996- 1997г. и затем  более чем 15 летний опыт чтения авторами учебного курса по “Гендерной психологии” в Кубанском государственном университете по направлению бакалавр и магистр психологии; накопленный в практике  гештальт консультирования и терапии опыт психологической поддержки мужчин и женщин на разных возрастных,  семейных и профессиональных этапах; практика консультирования пар и семей; собственные эмпирические исследования, отраженные в публикациях.

В 2012-2013 году авторы реализовали пилотный проект по проведению данного спецкурса. 28 человек – участники базовых гештальт программ в течение полутора лет знакомились с содержанием курса. В итоге (по итогам) сертификации участники описали свой опыт исследования и осознавания гендерных отношений и продемонстрировали применение навыков гештальт консультирования  с учетом гендерной специфики. Сертификация подтверждена ведущим тренером МГИ – Моисеевой Е.

В 2013 и 2014 году были проведены два шаттла по гендерной тематике, в которых приняли участие  45 человек (Краснодар. п. Гуамка “Теория и практика гештальт терапии в работе с гендерной и семейной идентичностью” (2013г) и “Этика и эстетика гендерных отношений” (2014г.). Участники прослушали лекции по гендерной тематике, получили опыт индивидуальной и групповой терапии.  И так далее.. я историю дальше дополню по годам к 2021г

Для кого специализация? Специализация рассчитана на участников образовательных гештальт – программ, работающих с личностными, семейными, карьерными кризисными состояниями у мужчин и женщин, направлен на развитие психологической компетентности в области близких отношений в семье.

В ходе специализации создается экспериментальное пространство для исследования участниками своих гендерных стереотипов (интроектов), осознается их влияния на близкие отношения. Участники исследуют социо-культурные роли и “порядки” гендерных отношений, собственную  фемининность и маскулинность, овладевают способами диагностики и консультирования личности в кризисе фемининности и маскулинности на разных возрастных этапах.  Предусмотрены рабочие материалы для чтения.

Темы специализации:

1. Гештальт-подход и гендерная теория. Применение теории self в осознавании женского и мужского опыта.

2.  Семейные и гендерные сценарии: способы прерывания контакта и феноменология кризисов фемининности и маскулинности.

3. Любовь (романтическая, сексуальная): потребности, границы и цикл контакта в отношениях.

4. Этика и эстетика гендерных отношений: диалог и творческое приспособление.

5. Контракт в гендерных отношениях: фигуры и фон, граница контакта. 

6. Осознавание гештальт-консультантом своей гендерной идентичности: этические правила, контракт, ограничения и ресурсы переживаний и тем в работе с клиентом. 

7. Диагностика гендерных ролей и характеристик клиента на разных возрастных этапах (дети, подростки, юношество, пары, семейные отношения). Функции гештальт-консультанта в работе с кризисом фемининности и маскулинности.

Все темы построены на теоретической интеграции гендерного и гештальт подхода (как было описано в примере с описанием теории self выше).

Специализация наполнена методическим инструментарием: упражнениями на осознавание и обсуждение, ролевыми играми, различными арт-приемами (рисование, лепка, шитье, аппликация); знакомство со стандартизованными  опросниками; элементы аромадиагностики; используется индивидуальная терапия в группе и супервизия на работу участников по запросам. 

Продолжительность программы – 180 часов.

Форма проведения: двухдневки и трехдневки (по договоренности с группой).

Расписание занятий специализации согласовывается с каждым участником, с учетом приоритета базовой программы. В случае пропуска сессии, участнику предлагается три формы отработки: эссе по пропущенной теме, работа в тройках с разбором материала пропущенной сессии и супервизия работы.

По окончании программы проводится итоговая сертификационная сессия с участием приглашенного ведущего тренера МГИ. Сертификация проводится в виде описания 2 случаев работы с клиентом по проблематике гендерных отношений или публичной сессии.

В ходе специализации “Гендерные отношения. Гештальт подход” у гештальт консультанта формируются компетенции:

Базовые  компетенции:

– осознавание своей половой принадлежности и ее влияния на процесс взаимодействия с клиентом;

– понимание феноменологии гендерных переживаний личности и этики отношений клиента и терапевта в исследовании гендерных и семейных историй;

– способность распознать явления переноса и контрпереноса и поддержать осознавание ситуации “здесь, сейчас и потом” в контакте между клиентом и терапевтом;

–  способность поддерживать диалог с клиентом в переживании им опыта контакта со своей потребностью и осознаванием выбора границ и творческого приспособления в гендерных отношениях.

Специальные компетенции:

– умеет выбрать адекватный возрасту и состоянию клиента способ диагностики кризиса маскулинности и фемининности (его особенностей, глубины, обусловленности);

–  распознает свои ощущения, чувства и эмоции в ходе консультирования и может обозначить их в разных терминах (гештальт теории, гендерной теории, феноменологического (ценностного субъективного) опыта и т.д.);

– критически осмысляет феномен своей гендерной реализации и его проявление в контакте с клиентом.

Ведущие

Сапогова Ирина – ведущий тренер МГИ. 25 лет терапевтической и консультационной практики. Ведет обучающие программы 1, 2 и 3 ступени в МГИ.  Автор учебных курсов и публикаций по гендерной проблематике. Старший преподаватель кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского госуниверситета.

Ожигова Людмила –  тренер МГИ. 15 лет терапевтической и консультационной практики. Автор учебных курсов и публикаций по гендерной проблематике. Профессор кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского госуниверситета.

Линейный тренер

Управителева Лариса – ассоциированный тренер СГМ. доцент Санкт-Петербургского университета профсоюзов, специалист по истории и теории феминизма и гендерных исследований

Контакты для записи на специализацию:
ВКонтакте: https://vk.com/id7087513
тел: +7-905-279-05-11

Основная литература по гештальт терапии:

  1. Серж Гингер. Гештальт: Искусство Контакта.
  2. Фил Джойс и Шарлотта Силлс. Гештальт-терапия шаг за шагом: навыки в Гештальт- терапии.
  3. Джон Энрайт. Гештальт ведущий к просветлению.

Основная литература по гендерной теории

  1. Амендт-Лайон Нэнси. Гендерные различия в гештальт-терапии. (Президент Австрийской Ассоциации Гештальт-терапии). http://gestaltclub.com/articles/stati/gestalt-terapia/4388-gendernye-razlichiya-v-geshtalt-terapii
  2. Антология гендерных исследований. Сб.пер. / Сост. И комментарии Е.И.Гаповой и А.Р.Усмановой – Мн.: Пропилеи., 2000.
  3. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенство полов. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.
  4. Бендас Т.В. Гендерная психология: учебное пособие для студентов вузов. СПб. [и др.]: ПИТЕР, 2007. – 430 с.
  5. Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2001.
  6. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: Теория и практика. – СПб.: Алетейя, 2004г.
  7. Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1988.
  8. Малкина-Пых И.Г. Гендерная терапия. Эксмо, 2006.
  9. Ожигова Л.Н.  Исследование гендерной идентичности и гендерных стереотипов личности // Гендерная психология. Практикум. 2-е изд. / Под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2009. с. 256-264.
  10. Гендерная психология. Практикум. 2-е изд. / Под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2009. с. 283-295.
  11. Ожигова Л.Н. Психология гендерной идентичности личности. М-во образования и науки Рос. Федерации; Кубанский гос. ун-т. – Краснодар : [Изд-во КубГУ], 2006. – 290 с.
  12. Палуди М., Психология женщины – СПб., прайм – ЕВРОЗНАК, 2001.
  13. Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / Под общ. Ред. О.А.Ворониной. – М.: МЦГИ –МВШСЭН –МФФ, 2001.
  14. Фрейджер р.. Фейдимен Д., Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002. с.294-309.
  15. Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований» / Отв.ред. О.А.Воронина,  Н.С. Григорьева, Л.Г. Лунякова. М.: МЦГИ – МВШСЭН – МФФ, 2001.
  16. Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. Под ред. Е.Здравомысловой, А.Темкиной. СПб.: Издательство «Дмитрий Буланин», 2000. 
  17. Ярская – Смирнова Е.Р. Одежда для Адама и Евы: очерки гендерных исследований /РАН. ИНИОН, Саратов. Гос. техн. ун-т. Центр соц.политики и гендерных исследований. – М., 2001.