Спецкурс «Интегративная песочная терапия» (Деникина, Коломийцева)
Деникина Инна – Психолог, гештальт-терапевт, психолог – психоаналитик, арт-терапевт, специалист в области песочной терапии, семейный терапевт, специалист по психосоматике, учредитель и член совета ассоциации песочной терапии. Ведущая терапевтических групп «PRO – привязанность», «Материнская травма».
Коломийцева Оксана – гештальт-терапевт, психолог, супервизор МГИ, семейный терапевт.
СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦКУРСА «ИНТЕГРАТИВНАЯ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ».
Спецкурс предназначен для обучающихся в программе МГИ 2-3 ступени, практикующих гештальт-терапевтов.
Обучение будет происходить в форме лекций с обсуждениями, работы в малых группах, упражнений в парах и тройках, индивидуальных терапевтических сессий в кругу с тренером, работы студентов под супервизией, заочных супервизий случаев, подразумевается, что вся эта деятельность будет осуществляться с применением песочниц, поддонов с песком, фигурками.
Программа проводится один раз в два месяца по выходным: сб. и вс. 11.00-19.00. (140 часов, 7 модулей, включая сертификацию курса).
Теоретическая основа.
Цель спецкурса: практическое освоение метода интегративной песочной терапии, формирование базовых навыков, необходимых для использования песочницы в психологической практике гештальт-терапевта.
Психотерапевтическая песочница является отличным диагностическим и рабочим методом и с успехом применяется специалистами для решения диагностических, коррекционных, психотерапевтических и развивающих задач.
Благодаря проекции внутренние фигуры (личности, ситуации, переживаний) можно вывести во внешнее поле песочного пространства, встретится с ними, увидеть фигуру и фон, выразить переживания, выйти на потребность и удовлетворить ее, на символическом уровне. Также в песочнице можно увидеть и другие механизмы прерывания. Работа с образами позволяет мягко конфронтировать защиты, проживать новый опыт в безопасных условиях, расширять осознавание.
На курсе запланировано
- Информирование об особенностях работы песочной терапии;
- Разбор механизма терапевтического воздействия песочной терапии;
- Описание метода глубокой регрессии, возвращающего клиента в состояние играющего;
- Работа над тем, чтобы клиент соприкоснулся с вытесненным и подавленным материалом бессознательного, и включил его в сознательное;
- Проработка своих собственных психотравмирующие ситуаций и научение работать с ситуациями клиента на символическом уровне;
- Работа с внутренними проекциями, и другими способами прерывания контакта в воссозданном безопасном пространстве песочницы;
- Работа с отношением клиента к самому себе, прошлому, настоящему, будущему, семье и окружающим;
- Научение интерпретированию построенного клиентом мира, на что обращать свое внимание и как отслеживать ключевые характеристики мира;
- Изучение нюансов песочной терапии: что таится в названии, сюжете, проблемном содержании. Ресурсное содержание и символическое поле;
- Ознакомление терапевтического достоинства данного метода и изучение возможности включения песочной терапии в свою профессиональную психологическую практику, расширения своих профессиональных возможностей.
Программа спецкурса:
- Теоретический семинар
- Краткая история песочной терапии.
- Преимущества песочной терапии, как метода психотерапии. Возможности интеграции песочной терапии в практику гештальт-терапии.
- Противопоказания к использованию песочной терапии. Этические моменты.
- Организация песочной терапии.
- Коллекция фигур для песочной терапии.
- Процесс проведения сеанса песочной терапии.
- Ведение протоколов, фотоматериалы для каждой сессии.
- Вопросы, которые необходимо задать после построения песочной картины.
- Анализ расположения фигур на подносе с песком.
- Символизм предметов, используемых при построении песочной композиции. Архетипы и символы.
- Интерпретация песочных композиций.
- Интеграция песочной терапии и гештальт терапии.
- Базовые отличия классической юнгианской терапии и интегративной песочной терапии.
- Виды “песочниц” в песочной терапии: диагностические, терапевтические, дидактические, тематические.
- Работа в песочнице как диагностика и эксперимент в гештальт-терапии. Условия и подходящее время для работы в песочнице, заключение контракта на эксперимент, объяснение сути работы клиенту.
- Практическая часть.
Создание собственных композиций. Получение клиентского и терапевтического опыта. Работа в парах и тройках. Индивидуальные сессии.
- Возможности песочной терапии при работе с травматическим опытом.
Размещение психотравмирующего опыта в виде символической песочной картины.
Работа с эмоциями и состояниями. Создание и разыгрывание сцен.
Работа с ранней детской травмой.
- Возможности применения песочной терапии при работе с потерей и темой смерти.
Утраты (любимого человека, отношений, возможностей…) – часть нашей жизни и важно чувства, сопровождающие утрату проживать. Как помочь обнаружить и пережить чувства. Возможности песочной терапии при работе с эмоциями и состояниями, сопровождающие утрату.
Создание образа, с которым не удалось попрощаться и закрытие «гештальта».
Потери и ресурсы при утрате.
Работа с темой смерти в детской и взрослой терапии.
- Возможности применения песочной терапии при психосоматике.
Симптом, как ретрофлексия, направленная в тело, и выражающаяся вовне в виде образа. Выражение “Внутренней картины болезни” вовне.
Симптом, как способ выражения потребности, незавершенной задачи развития, травматического опыта. Незавершенный гештальт, болезнь как способ защиты.
Симптом, как выражение «фигуры и фона».
- Супервизия в песочнице случаев участников группы.
SAND-supervision – “Супервизия в песочнице”, авторский метод в супервизии с использованием песочной терапии. Описан в журнале «Психотерапия» 12/2016
Этот подход в супервизии позволяет привносить “песочные” возможности:
- визуализация клиентского материала
- роли в клиент-терапевтическом пространстве, отражение и драматизация
- Сертификационный семинар – работа в группе под супервизией.
Контакты:
Инна Деникина
+7 921 903 18 74 (WhatsApp)/ https://vk.com/innadenikina
Оксана Коломийцева
+79217644367