Специализация «Краткосрочная терапия травмы. Современные взгляды, структура и методы лечения»
Ведущий : Вишневская Алла Федоровна
Организатор Алеся Дубкова +79214023985
Место проведения г. Санкт-Петербург, м. Площадь Восстания
Определены первые 4 даты: 13-15 января, 24-26 март, 26-28 май, 23-25 июнь ( или 30июнь-2 июль). Ещё 2 даты будут согласованы на первой трёхдневке.
Теория и практика помощи при психической травме активно развивается в течение последних 10-20 лет. Хорошо исследованы и описаны симптомы расстройств, связанных с травмой, продолжают развиваться методы помощи травмированным людям в различных психотерапевтических направлениях.
Гештальтподход внёс существенный вклад в развитие практики терапии травматических расстройств. Именно в этом подходе работает множество талантливых и хорошо подготовленных людей , способных творчески осмыслить и использовать современные данные для расширения знаний в области помощи людям с психической травмой. Кроме этого, имеет глубокий смысл применить хорошо известную обучающимся теорию и практику гештальтподхода для работы с психической травмой. Концепция психической травмы может быть хорошо описана в терминологии теории Self , техники гештальтподхода( осознание своего существования в “здесь и сейчас”, развитие навыка построения контакта, техника «пустого стула», работа с полярностями , работа со снами в гештальтподходе и др. ) могут использоваться для устранения травматической диссоциации. Участники специализации могут также ознакомиться и научиться применять теоретические концепции и практические методы из других психотерапевтических направлений.
Это интегративная авторская программа, объединяющая наиболее эффективные знания и навыки, необходимые для работы с травматическим опытом клиентов.
Цели и задачи:
1. Обучение дифференциальной диагностике «травматического» поведения и симптоматики у клиентов в частной практике.
2.Освоение стратегии и техники работы с травмой взрослого человека и инфантильной травмой , в краткосрочной и долгосрочной терапии. Оказание экстренной помощи.
3 . Расширение у участников программы навыков применения гештальтподхода в работе с психической травмой.
4. Развитие осознанности в работе с травмированным человеком, что может сделать работу терапевта более точной, надежной и менее эмоционально затратной. Уйдет страх и безнадежность в работе, неизбежный с людьми перенесшими травму.
Программа включает 180 академических часов.
Проводится в выходные дни ( пятница- воскресенье). При совпадении дат специализации и Базового курса обучения, приоритет имеет Базовый курс.
Рекомендована работа в микрогруппах( тройках), между учебными сессиями.
Сертификация проходит в виде клинической конференции в группе , на которой происходит детальный разбор случаев предоставленных участниками программы. Случай может быть личный, если в процессе прохождения специализации , участником проекта была осознанна и проработана полученная им травма. Данный вид сертификации позволяет обобщить знания и лучше их интегрировать в целостное видение проблемы. Возможна очная работа участников с последующей супервизией.
Программа:
1 семинар
Психологическая травма зрелой личности.
Понятие «Психическая травма». Современная классификация » травм»:
Шоковая травма. Кумулятивная травма. Инфантильная травма. Детская травма. Травма развития. Комплексное ПТСР.
Способы биологического реагирования на стресс: бегство, борьба, иммобилизация- замирание и их роль в переработке стресса .Факторы травмы. Стадии развития травматического процесса( Э. Кюблер-Росс). Понятие»воронка травмы».
Клинические аспекты : Острое травматическое расстройство, ПТСР, Расстройство адаптации, Хроническое изменение личности вследствие перенесенной травмы.
Стратегии и методы работы. Дебрифинг. ДПДГ(ЕМДR).
2 семинар
Инфантильная психологическая травма.
Отражение детских травм во взрослой жизни. Специфические для детского возраста причины травм. Формирование травматического характера. Особенности внутренней структуры личности, защитные механизмы,специфика межличностных отношений. . Освоение навыка поиска травматической ситуации в жизненной истории. «Обживание» эмоциональной территории травмы. Теория Self для описания и осознания травматического процесса.
3 семинар
Инфантильная психологическая травма ( продолжение).
Понятие «диссоциации», виды,причины формирования, способы диагностики . Структурная диссоциация. : первичная, вторичная, третичная. Расстройство множественной идентичности. Терапия травматической диссоциации . Методы восстановления травматической диссоциации. Феноменологический подход. Классические гетальттехники (работа со сновидениями, метафорой, полярностями , техника работы с пустым стулом).
4 семинар
Смерть.
Проживание опыта контакта с темой смерти в личной жизни.Формирование личной философии жизни и смерти.
Стадии и этапы в проживания утраты( Джон Боулби, Элизабет Кюблер -Росс, Ф. Е. Василёк и др). Утрата ребенка. Синдром «мертвой матери».
Острое горе и работа с клиентом с острым горем. Патологическое проживание горя , стратегии работы.
Стратегия и техника работы с человеком перенесшим утрату.
Работа с умирающим.
Техника » Восстановление целостности после утраты. «
5 семинаp
Время. Концепция времени. Нарушение «внутреннего времени и внутреннего возраста» у травмированного человека. Восстановления здорового , реального времени и внутреннего возраста. Формирование адекватного»Будущего». Техники.
Понятие «Ресурс личности» . Приобретение навыка опоры на ресурсы терапевта и клиента. Освоение методов развития навыков рестабилизации и реадаптации у травмированного человека.
Стратегия и тактика краткосрочной терапии.
Стратегия и тактика долгосрочной терапии травмы.
Стратегии и техники работы с основными поведенческими и эмоциональными патернами реагирования травмированного человека ( тревога, страх, стыд, отвращение, беспомощность , бессилие, аутоагрессия и др по запросу участников).
6 семинар
Сертификация.
Представление и клинический разбор случаев.
Очная и заочная супервизия работы участников. Обсуждение сложностей и вопросов, возникших при использовании полученных знаний и техник в частной практике.
Приглашаются: Участники образовательных программ 2-3 ступени и завершившие своё образование в гештальтподходе.Профессионалы в области психотерапии, а также стремящиеся стать таковыми, имеющие опыт работы и (или) обучения в программах подготовки психотерапевтов, а также имеющие опыт личной терапии.
Внимание! Спецкурс решает образовательные и терапевтические задачи в учебно-исследовательском формате, поэтому просьба к участникам ответственно отнестись к своей психологической сохранности. Рекомендовано посещение личной терапии на протяжении всего курса обучения.