Спецкурс “Интегративная песочная терапия” (Коломийцева, Деникина)

Когда

18.02.23 — 04.03.24    

Мероприятие

СОДЕРЖАНИЕ

Спецкурс направлен на расширение инструментария работы гештальт-терапевта, улучшения качества работы за счет прикладных методов.

Спецкурс предназначен для обучающихся в программе МГИ 2-3 ступени, практикующих гештальт-терапевтов.

Работа будет происходить в форме лекций с обсуждениями, работы в малых группах, упражнений в парах и тройках, индивидуальных терапевтических сессий в кругу с тренером, работы студентов под супервизией, заочных супервизий случаев. Все обучение будет осуществляться с применением песочниц, поддонов с песком, фигурками.

Программа проводится один раз в два месяца по выходным: сб. и вс. 11.00-19.00. (140 часов, 7 модулей, включая сертификационную сессию).

Цель спецкурса: практическое освоение основ метода интегративной песочной терапии, формирование базовых навыков, и включение работы в песочнице в психологическую практику гештальт-терапевта.

Психотерапевтическая песочница является отличным диагностическим и рабочим методом и с успехом применяется специалистами для решения диагностических, коррекционных, психотерапевтических и развивающих задач.

Благодаря проекции внутренние фигуры (личности, ситуации, переживаний) можно вывести во внешнее поле песочного пространства, встретится с ними, увидеть фигуру и фон, выразить переживания, выйти на потребность и удовлетворить ее, на символическом уровне. Также в песочнице можно увидеть и другие механизмы прерывания. Работа с образами позволяет мягко конфронтировать защиты, проживать новый опыт в безопасных условиях, расширять осознавание.

Работа в песочнице – один из видов эксперимента в гештальт-терапии, направленного на процесс осознавания.

На курсе запланировано

* Информирование об особенностях работы песочной терапии;

* Разбор механизма терапевтического воздействия песочной терапии;

* Описание метода глубокой регрессии, возвращающего клиента в состояние играющего;

* Работа над тем, чтобы клиент соприкоснулся с вытесненным и подавленным материалом бессознательного, и включил его в сознательное;

* Проработка своих собственных психотравмирующие ситуаций и научение работать с ситуациями клиента на символическом уровне;

* Работа с внутренними проекциями, и другими способами прерывания контакта в воссозданном безопасном пространстве песочницы;

* Работа с отношением клиента к самому себе, прошлому, настоящему, будущему, семье и окружающим;

* Научение интерпретированию построенного клиентом мира, на что обращать свое внимание и как отслеживать ключевые характеристики мира;

* Изучение нюансов песочной терапии: что таится в названии, сюжете, проблемном содержании. Ресурсное содержание и символическое поле;

* Ознакомление терапевтического достоинства данного метода и изучение возможности включения песочной терапии в практику гештальт-терапии, расширения своих профессиональных возможностей.

* Сочетание теории и практики гештальт-терапии и песочной терапии.

Программа спецкурса:

1.Теоретический семинар.

* Краткая история песочной терапии.

* Преимущества песочной терапии, как метода психотерапии. Возможности интеграции песочной терапии в практику гештальт-терапии.

* Противопоказания к использованию песочной терапии. Этические моменты.

* Организация песочной терапии.

* Коллекция фигур для песочной терапии.

* Процесс проведения сеанса песочной терапии.

* Ведение протоколов, фотоматериалы для каждой сессии.

* Вопросы, которые необходимо задать после построения песочной картины.

* Анализ расположения фигур на подносе с песком.

* Символизм предметов, используемых при построении песочной композиции. Архетипы и символы.

* Интерпретация песочных композиций.

* Базовые отличия классической юнгианской терапии и интегративной песочной терапии.

* Сущность метода гештальт-терапии. Эксперимент как способ осознавания и взаимодействия клиент-терапевт. Работа в песочнице как диагностика и эксперимент в гештальт-терапии.

*Условия и подходящее время для работы в песочнице, заключение контракта на эксперимент, объяснение сути работы клиенту.

2. Основы теории гештальт-терапии.

*Основные положения гештальт-терапии: потребность, фигура-фон, контактирование, цикл контакта, прерывание контакта, функция Self.

*Способы интеграции песочной терапии и гештальт-терапии. Работа в песочнице с осознаванием потребности, прерываниями цикла контакта.

*Создание собственных композиций. Получение клиентского и терапевтического опыта. Работа в парах и тройках. Индивидуальные сессии.

3. Возможности песочной терапии при работе с травматическим опытом.

*Понятие психической травмы.

*Понятие гештальта, завершение гештальта.

*Размещение психотравмирующего опыта в виде символической песочной картины.

*Работа с эмоциями и состояниями. *Создание и разыгрывание сцен.

*Символическое завершение гештальта в песочном поле.

4. Возможности применения песочной терапии при работе с горем.

*Теоретические основы работы с горем. Значение эмоций, чувств, полноты контакта с ними.

 *Возможности песочной терапии при работе с эмоциями и состояниями, сопровождающими утрату.

*Создание образа, с которым  важно попрощаться и закрытие гештальтов, завершение отношений.

*Потери и ресурсы при утрате.

*Работа с темой смерти в детской и взрослой терапии.

5. Возможности применения песочной терапии при психосоматике.

*Симптом, как ретрофлексия, направленная в тело, и выражающаяся вовне в виде образа.

*Симптом, как способ выражения потребности, незавершенной задачи развития, травматического опыта. *Незавершенный гештальт, болезнь как способ защиты или способ жизни.

*Симптом, как выражение «фигуры и фона».

*Построение песочных картин, отражающих болезнь, отношение клиента к ней и с ней.

6. Супервизия в песочнице случаев участников группы.

SAND-supervision – “Супервизия в песочнице”, авторский метод супервизии с использованием песочной терапии. Описан в журнале «Психотерапия» 12/2016

Этот подход в супервизии позволяет

визуализировать клиентский материал,

отношения “клиент-терапевт”, увидеть слепые пятна терапии.

7. Сертификационный семинар – работа в группе под супервизией.

Ведущие спецкурса:

Деникина Инна – психолог, гештальт-терапевт, психолог – психоаналитик, арт-терапевт, специалист в области песочной терапии, семейный терапевт, учредитель и президент Ассоциации Песочной Терапии.

Коломийцева Оксана – психолог,  гештальт-терапевт, психолог, супервизор МГИ, семейный терапевт.

Руководитель программы: гештальт-терапевт, супервизор, ведущий тренер МГИ Светлана Ганжа.