Отзывы на конференцию случаев – 2016
Здесь собраны отзывы, размышления, эмоциональные отклики, впечатления рациональные и эмоциональные на мероприятие: Конференция случаев — 2016: «Между терапевтом и клиентом: границы ответственности»
Конференция случаев – это пространство для профессионального обмена. На конференции были представлены доклады, основанные на терапевтической практике, дискуссионные панели, посвященные обсуждению конкретных терапевтических случаев.
В работе конференции приняли участие опытные гештальт-терапевты, а также психологи, работающие в других направлениях психотерапии.
Для участников, которые принимали участие в Конференции случаев и желающих оставить свой отклик, обращайтесь к Елене Егиной (yelenaegina@gmail.com), с удовольствием и благодарностью разместим его на сайте.
Отзыв об участии на конференции случаев.
Анастасия Кондратьева, психолог, гештальт-терапевт, ведущая базовой программы подготовки гештальт-терапевтов, кандидат психологических наук
Статус на конференции – модератор обсуждений докладов
9-10 апреля довелось принять участие на Санкт-Петербургской конференции случаев.
Это пространство, которое позволило встретиться с коллегами, работающими в разных стилях, но в единой теоретической концепции. На подобной встрече появляется возможность хорошего качественного обмена профессиональными мнениями, а также возможность получить разносторонний взгляд на одну и туже ситуацию. Что способствует обогащению собственного опыта.
Очень понравилась структура самой конференции. Теоретический анализ видения специалиста конкретной темы, представленный в виде – задает необходимый тонус и рабочую атмосферу лекции в самом начале дня. Важно, что есть пространство для аналитического отклика на лекцию, где появляется возможность встретиться с разными стилями и подходами в формировании профессионального знания.
Наибольшая сложность, скорее всего, состоит в непосредственном выборе описания представленных случаев. Часто возникало жадное желание присутствовать везде. Однако, выбор совершать приходилось. Но сохранялась уверенность, что в любой группе, где представлялся тот или иной случай было много интересного. Само пространство, где есть возможность поделиться своими ресурсными и сложными зонами в практике, а также получить отклик и совместный коллегиальный поиск решений и дальнейшего развития профессиональной деятельности – уникально и является сильной поддержкой.
По следам обсуждения на «Конференции случаев – 2016» в небольшой группе темы «Ответственность. Телесная составляющая».
Лариса Румянцева, психолог, гештальт-терапевт, супервизор, ассоциированный тренер МГИ, клинический психолог.
Статус на конференции – организатор конференции, модератор случая, рецензент случая
Я как-то прочитала определение (удобное для меня): «Ответственность – это мера способности влиять на ситуацию и мера присвоения себе этой способности».
Принятие, присвоение ответственности – «того, что действительно мое».
Дальше идет следующий явно телесный шаг: ответственность «несут». Где же несут? На плечах, в руках. Но это достаточно отчужденная «ответственность»: мое тело отдельно, а на руках или на плечах лежит что-то, что не является мною.
«На моих плечах лежит бремя ответственности…» (часто это то, что не является моим; то, что я вынужден был взять на плечи).
Смысл слова «ответственность» связан с тем, чтобы давать «ответ», «отвечать за…» Тогда действие по принятию своих ограничений, освобождает от излишней, давящей ответственности.
Можно передавать информацию, но только присвоенная часть информации является знанием. Также и ответственность можно передавать, но не обязательно партнер (клиент) будет ее брать. Мне показался близким взгляд Ульяны Чернышовой о том, что «как и свободу, ответственность передать нельзя», присвоенная ответственность – это внутреннее явление.
Поэтому телесная представленность этого феномена – внутри, в теле. Особенно: есть опора под ногами, твердое основание, ясно чувствуется внутренний стержень – позвоночник, связанный с уверенностью в том, что именно мое; расправленные свободные плечи и грудная клетка.
Ответственность часто связывают с контролем. Телесно излишний контроль определяется как дополнительные опоры, когда внутренней уверенности (опоры) не хватает. Тогда опора будет на кого-то стоящего рядом, или контроль будет выражаться в жесткости мышечного корсета (как внешний скелет у ракообразных, например). Человек будет ходить как рыцарь в латах. Этот телесный образ далек от описанного выше свободного движения человека с внутренней опорой и опорой на окружающую среду под ногами.
Тело человека, не берущего свою ответственность, будет уклоняющимся, растекающимся, ненаполненным, по типу мешка. Или излишне напряженным при пассивно-агрессивном способе реагирования.
«А поговорить?..» Ну да, важен договор между клиентом и терапевтом о границах ответственности каждого из них в терапии, добровольное принятие этой ответственности.
Отклик на конференцию случаев
Надежда Хадоненок, психолог, гештальт-терапевт.
Статус на конференции – докладчик случая
В большинстве случаев на вопрос что «для тебя работа?» в ответ я слышу – сотрудники, коллектив, офис, зарплата, проект, корпоративный дух. Очевидно, что если речь идет о психологе, психотерапевте, и это частная практика, то картинка не совпадает. В большинстве случаев это одиночный труд, нет ощущения команды, погружения в единый рабочий процесс. Участие в конференции – хорошая возможность восполнить этот дефицит. Умение работать сообща для меня большая ценность и полезный опыт. Благодаря включенности разных специалистов появляется новый угол зрения, и тот объем, что отмечали многие участники. Есть и другие аспекты. Недавно меня сильно увлекло разглядывание разных предметов под микроскопом, и я задумалась о том, насколько эти процессы похожи. То, что представлялось единым целым, и выглядит как нечто готовое, постоянное, в действительности состоит из множества разных элементов. И каждый такой набор неповторим, как неповторимо взаимодействие между терапевтом и клиентом. Пристальное, вдумчивое разглядывание, наблюдение, как и обсуждение случая в кругу позволяет обратить внимание на массу замечательных деталей. Можно говорить как о технической стороне, так и о личностной – узнавание из чего я состою как гештальт-терапевт, «чем я работаю» отразилось в моей практике. Благодарю идеологов и организаторов за возможность представить свой случай, рассказать о работе, которую люблю, за возможность обнаружить новое и ценные моменты узнавания себя.
Мои впечатления о конференции случаев
Татьяна Казакова, телесный гештальт-терапевт, супервизор.
Статус на конференции – рецензент случая
Мне нравится участвовать в этих конференциях по многим причинам. Сама атмосфера. Собираются действительно профессионалы, которым есть чем поделиться. Я участвовала во всех конференциях либо как участник, либо как рецензент. Для меня представляет интерес именно участвовать активно. Это дает мне возможность как специалисту, представляющему свой случай, узнать, как это видят другие. Иногда кажется, что то, что ты делаешь это самое правильное. Потому что ты внутри процесса. Но когда рассказываешь об этом процессе другим, возникает новое видение. Из обмена мнениями рождается что-то новое. Когда выступаю в роли рецензента, получаю возможность видеть процесс другого терапевта как бы сверху, в объеме. Тогда можно увидеть систему. Как формируются отношения между терапевтом и клиентом. Все это обогащает мою собственную работу, дает возможность в дальнейшем избежать некоторых ошибок. Еще это дает возможность почувствовать себя терапевтом, который может совершать ошибки, у которого есть ляпы, у которого есть возможность поделиться этим с коллегами и получить поддержку. Дает возможность просто без страха и смущения говорить о своей работе, делиться своим опытом. И это для меня самое важное в этих конференциях.
Конечно атмосфера на всех четырех конференциях была разная. Это зависело и от состава, и от помещения, в котором все происходило. Последняя конференция огорчила только помещением, очень низкие потолки, а в остальном, как мне увиделось, была очень профессиональная работа. Было много интересных случаев (жаль не во всем была возможность участвовать). На этой конференции была очень живая работа. По моему мнению, это было потому, что собрались действительно заинтересованные в повышении своей квалификации терапевты. Я за то, чтобы такие конференции были и дальше.
Образ ответственности
Елена Егина, аккредитованный гештальт-терапевт, ведущая терапевтический групп, базовой программы подготовки гештальт-терапевтов.
Статус на конференции – модератор обсуждений докладов
На конференции случаев — 2016: «Между терапевтом и клиентом: границы ответственности» мы рассматривали вопросы ответственности, границ, власти, контроля. И мне захотелось остановиться на нескольких моментах обсуждения и проживания ответственности. Я хочу сделать этот отклик живым, образным, феноменологическим.
Если говорить про ответственность, то у меня лично рождается образ живой субстанции, которая все время меняется по форме, массе, размеру. У кого-то на обсуждении рождался образ ответственности в руках, у кого-то на плечах, у кого-то внутри, чаще в области груди. Кому-то хотелось эту ответственность спихнуть (показывая движения руками, а иногда и ногамиJ) , кому-то сбросить с плеч, а кому-то подобрать ее или не замечать.
Мне нравится думать про ответственность, используя образ карандаша. Допустим, держу я его в руках и хочу отдать его кому-нибудь. Для этого мне нужно этого кого-то найти, отдать этот карандаш и хорошо бы, чтобы этот человек эту ответственность (карандаш) взял. Ведь можно ответственность передавать, но при этом ее могут и не взять, и тогда карандаш останется в моих руках.
Пример с карандашом хорош, но в нем есть и ограничения. Потому как карандаш этот целый, а ведь часто бывает, что часть ответственности передается. Как в стишке – мы делили апельсин, много нас, а он один. Поэтому мне нравится и образ апельсина. Такой у меня получился апельсинообразный карандаш ;-)).
И если посмотреть на ответственность в психотерапии, то кто и за что отвечает? За процесс, результаты, изменения? Кто возьмет ответственность за эффективность в терапии? И тут много про то, что происходит между клиентом и терапевтом. Та самая субстанция, для меня, о которой я писала выше. И в этой субстанции живет ответственность.
И последнее, что хочу сейчас затронуть – это осознавание. Для меня ответственность-один из критериев взрослости и зрелости. И как важно ее разделять осознанно с другими. Не брать излишнюю, оставлять свое, благодарить, требовать, иметь на все это право (внутри и снаружи). И хочется пожелать осознанной и ответственно – безответственной жизни каждому из нас, ответственно-безответственной любви, ответственно- безответственной работы, дружбы, хобби. Баланса вам, друзья и коллеги! Не перегружайтесь в нашей непростой профессии и берегите себя)! Спасибо за конференцию и вдохновение)!
Взгляд со стороны: впечатления, размышления
Андрей Сердюков, психолог, гештальт-терапевт
Статус на конференции – участник конференции, г. Воронеж
Это очень необычное, но в тоже время приятное чувство, когда ты приезжаешь в другой город и встречаешь людей, которые занимаются тем же, что и ты. Другое место, совсем другие какие-то люди. А дело делаем одинаковое. Каждый, конечно, по-своему. Но все-таки. Для России, вообще, психотерапия, как профессия, явление еще совсем новое и не для всех понятное. Тем ценнее оказывается поддержка людей, разделяющих какие-то такие ценности, на которые психотерапевт опирается в своей работе, и в жизни. Обо всем этом я совершенно не думал, когда ехал на конференцию случаев Питерского гештальт-сообщества. Но именно эта встреча с незнакомыми мне до этого людьми, помогла мне немного по-другому взглянуть на то, чем я занимаюсь. Я ехал с какими-то одними ожиданиями, не совсем, правда, ясными и конкретными, а когда приехал, все оказалось совсем не так.
Очень трудно разделять рабочее и личное. Так как инструментом психотерапевта является сам психотерапевт, оказывается, что в нем самом очень тесно переплетаются вот эти две части. И тогда, довольно часто, получается такая картина, что с «нормальными», ординарными людьми становиться как-то неуютно, не понятно. Какое-то общение такое скомканное, не настоящее, не приносящее особого удовлетворения. И так вот накапливается некоторый дефицит общения. Простых человеческих связей, которые не для работы….а так…про другое. Наверное многие замечали, что со временем круг общения сильно меняется. С уклоном в сторону сами знаете куда. И в такой ситуации, качество общения, которое есть очень важная штука. Ну потому что – время деньги. И тратить его на что-то незначимое не хочется.
Так же, весьма существенным для профессионального развития является общение с коллегами на разные профессиональные темы. Не просто рассказ о том, какие у кого клиенты, а некоторый обмен мнениями, философиями если хотите. Потому что психотерапия – это такая клиенто-ориентированная философия в конечном итоге. Если бы мы просто занимались выслушиванием и прочими какими-то техническими вещами – это было бы какое-то такое НЛП. И вот раз у нас не это, то фигура и мировоззрение терапевта – очень такая значимая и важная часть терапии. А с кем еще можно обменяться глубокими и умными мыслями, как не с коллегами?
Для меня конференция случаев Санкт-Петербургского гештальт-центра, оказалась очень интересным и весьма полезным мероприятием. Особенно интересным оказалось участие в конференции представителей других подходов и школ. Это был уникальный опыт – наблюдать разных специалистов, работающих в разных направлениях, в разном качестве – и как рецензентов, и как ведущих, представляющих случай, и в качестве простых участников во время обсуждения.
Так же, удалось пообщаться с коллегами-гештальтистами из другого, не Воронежского сообщества. И вы знаете, несмотря на разницу в климате и культурном бэкграунде местности, мне показалось, что у нас есть не только что-то приятно-общее, но и интересно-отличное. Это что-то из разряда про единичное и всеобщее, или про разность и идентичность. Очень круто удалось поддержаться об какую-то общую цель, ради которой мы собрались на конференции, и очень прикольно было получать удовольствие от встречи с разными, по своему уникальными участниками.
Я впервые участвовал в обсуждении, на котором были представлены минимум три разных направления. Особое удовольствие получил от представления случаев и рецензий от представителей диалектико-поведенческого подхода и медицинской психологии и психиатрии. Это очень интересно, выслушивать и делиться идеями о каком-то одном феномене. Появляется возможность взглянуть на ситуацию шире, с разных сторон.
По итогам конференции, решил, что обязательно буду участвовать в ней в следующем году, и хотелось бы представить случай из своей практики. Так же питерская конференция стала решающим аргументом в вопросе выбора интенсива.
Мои впечатления о конференции случаев 2016
Анна Бочарова, психолог, гештальт-терапевт, детский клинический психолог
Статус на конференции – модератор обсуждений докладов
Мне довелось участвовать во всех конференциях случаев с момента их организации. За это время менялись помещения, состав участников, но для меня осталась неизменной атмосфера живого обсуждения, коллегиальности, профессионализма.
В этом пространстве есть возможность обсудить теоретический материал или клинический случай с коллегами-практиками и получить более широкое видение обсуждаемой темы, найти ответы на интересующие вопросы. В этом году, обсуждая случай, представленный Надеждой Хадоненок, мне понравилось то, что каждый участник имел время высказаться и, говоря языком метафоры, по ниточке, внесенной каждым, удалось сплести узор, который наглядно показал возможные варианты дальнейшей работы терапевта с клиентом. Обсуждаемая проблема представилась мне многогранной, где каждая грань ценна и можно выбирать, какой грани уделять внимание в определенный момент времени.
Также понравилось обсуждение доклада, как возможность обменяться мнениями, проанализировать теоретический материал. Было любопытно. Высказывались разные точки зрения, порой прямо противоположные, но тем и интересней дискуссия. Мне, как модератору, было важно поддерживать активный, творческий интеллектуальный процесс. Большая благодарность моей коллеге Елене Егиной за возможность совместной работы, атмосферу доверия и сотрудничества.
Любимая форма конференции
Ульяна Чернышева, психолог, гештальт-терапевт, специализации “Кризисы и травмы”, “Семейная психотерапия”
Cтатус на конференции – участница конференции, г. Москва
Закончилась конференция случаев, хорошо на душе. Как-то замечательно прошла, несмотря на отсутствие заявленного психоаналитического докладчика. По-прежнему, это моя самая любимая форма конференции – камерная обстановка и по делу. И интересно, и полезно, и без лишних аффектов и тусовок. Сегодня открыла для себя двух новых питерских специалистов – Влад Бухтояров рассказывал интересный случай про нарушение пищевого поведения и Наталия Перояров – одна из рецензентов случая, психиатр, гештальт-терапевт ВЕГИ.
Большое спасибо организаторам конференции – Мироновой Наталье, Зубковой Елене, Чеснокову Сергею, Румянцевой Ларисе, Сенкевич Елене, Брателевой Татьяне – за создание теплого, доброжелательного, творческого, поддерживающего пространства, без которого было бы невозможно обсуждение непростых тем и трудных моментов в терапии. Искренне желаю этому пространству развития, вдохновения и творческих успехов всем участникам.