Специализация “Травма развития: Возможности интеграции подходов к пониманию феноменологии и психотерапии (Сидорова)

Когда

13.01.23 — 28.01.24    

Мероприятие

(180 часов, 6 модулей)

СИДОРОВА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА

Ведущий тренер МГИ, клинический психолог (МГУ им. Ломоносова), психотерапевт (МГИ), тренер, супервизор, ведущая обучающих программ по гештальттерапии, специализации по психотерапии зависимостей, психотерапии травмы развития, совершенствования в психотерапии, психосоматике, супервизорских групп.

Частная практика (20 лет) в области психотерапии пограничных личностных расстройств, зависимостей, психосоматике.

СОДЕРЖАНИЕ

Знакомство с феноменологией травмы развития и подходами в работе с ней.
Обучение будет происходить в форме лекций с обсуждениями, работы в малых группах, упражнений в парах и тройках, индивидуальных терапевтических сессий в кругу с тренером, работы студентов под супервизией.

В завершении предполагается описание случая работы и работа под очной супервизией.

Теоретическая основа.

Инфантильная травма (травма развития) связана с повреждением отношений привязанности, происшедшем в довербальный или ранний вербальный период, когда когнитивные и эмоциональные возможности осмыслять происходящее остаются ограниченны. Формируется небезопасная привязанность, затрудняющая формирование личностной автономии и оставляющая значительные дефициты в области самоподдержки и саморегуляции; происходит расщепление соматического, эмоционального, смыслового аспектов опыта, что приводит к инкапсуляции отщепленных «частей» и специфических симптомов, защищающих от угрозы повторения травмы (идентификация с агрессором, феномен «жертвы» и «тирана», сопротивление интеграции «демон-защитник», как его описывает Д.Калшед, диссоциативные расстройства, алекситимия, психосоматозы, навязчивое повторение). Контакт взрослого травматика с «внешним объектом», то есть с дружескими, любовными партнерами, коллегами оказывается грубо нарушен за счет бессознательного разыгрывания в новых отношениях «матрицы» интернализованных травмирующих отношений привязанности – основной контакт и цикл опыта разворачивается не с внешним, а с «внутренним объектом». Особенностью этой ситуации оказывается взаимодействие двух циклов опыта, при котором навязчиво минимизируется новизна отношений и разыгрываются наиболее травматические аспекты прошлого опыта, проживаемые как актуальные – «навязчивое повторение». Программа интегрирует идеи гештальт подхода, юнгианского и классического психоанализа, телесного анализа Лоуэна и подход к работе с травмой Онно ван дер Харта и созданной им Голландской Школы.

Программа
1. Понятие «психологическая травма». Переживание бессилия и безнадежности как диагностические критерии. Уровни переживания травмы (физический, эмоциональный, ментальный, духовный. Типы психологических травм. ПТСР (шоковая травма), осложненное горе (эмоциональная травма), инфантильная (до начала активного использования речи как средства коммуникации), детская (от начала активного использования речи до момента формирования устойчивой половой и социальной идентичности, примерно до 18 лет). Границы понятия «инфантильная травма».
Феноменология инфантильной травмы у взрослых (повторяющие неуспешные и самодеструктивные паттерны поведения, аддикции, трудности в осуществлении своих родительских функций, устойчивое чувство враждебности мира, безнадежности, собственной никчемности и утраты будущего. Психологическая травма с позиции гештальтподхода: разрушение «фона» жизни, патологическая фиксация «фигуры» беспомощности, «отказ» организма от эго-функции как попытка предотвращения повторения травмы.

2. Теории развития. Теория привязанности. Формирование объектных отношений. Психологические потребности каждого развитийного этапа. Сепарация – индивидуация. Механизмы психического развития. Понятие «внутреннего объекта» и «переходного объекта». Роль первичного объекта привязанности в формировании и регуляции аффектов. Символическая функция психики. Игра как средство трансформации внутренней реальности. Переживание утраты. Проективно-интроекивные процессы как «здоровые» феномены, формирующие личностные границы. Психическое развитие как незавершенный гештальт, бесконечность развитийных потребностей личности.

3. Инфантильная сепарационная травма. Детская травма. Происхождение. Последствия. Патологическое родительство: депривация, симбиоз. Разрушение отношений привязанности. Бессилие, предательство, избранность. Неудача в достижении автономии. Расщепление. Понятие аутистического объекта. Состояние объектных отношений, дефициты системы саморегуляции и функций заботы о себе. Специфическое сопротивление «демон-защитник». Идентификация с агрессором. Диссоциация. Цикл опыта с «внутренним» и «внешним» « объектами» и их взаимовлияние. Слияние и недостаточная субъект-объектная дифференцированность, сходство и различие. Особенности интроекции и проекции. Устойчивость ретрофлексии.

4. Отдаленные последствия сепарационной травмы: развитие, психоз, психосоматоз, «шизоидный уход», депрессия, феномен «мертвой матери» и его проявления. Зависимая ( контрзависимая ) защитные стратегии избегания повторения травмы. Навязчивое повторение паттернов поведения. Патологическое горевание. Фиксация энергии на незавершенном цикле опыта с «внутренним объектом», устойчивость проективно-интроективных циклов взаимодействия, формы ретрофлексии.

5. Психотерапия сепарационной травмы. Терапевтические отношения – основной ресурс «нового развития». Особенности терапевтических отношений. Бессилие, агрессия, оцепенение, диссоциация, зависть, благодарность, прощение и прощание. Проективная идентификация в терапевтических отношениях – «поле» взаимного влияния и его дифференциация. Ресурсы терапевта. Границы возможностей психотерапии. Ресурсы интеграции разных подходов в терапии инфантильной травмы.

6. Супервизия.

Формат работы: трехдневки раз в полтора-два месяца. В случае совпадения дат с базовым курсом — приоритет посещения базового курса. При совпадении спецкурса и базовой программы пропуск трехдневки не оплачивается. В остальных случаях 100% оплата пропуска. Для получения сертификата возможен пропуск только одной трехдневки.

Обязательные условия участия:

На момент начала специализации должна быть закончена вторая ступень и специализация по зависимостям.

2023 год

1.13-15 января
2.10-12 марта
3.19-21 мая
4. 22-24 сентября
5. 17-19 ноября, 

2024 год

6. 26-28 января

Организатор специализации:

Михайлова Елена
+7 9052871005 (WhatsApp)
https://vk.com/el.mikhaylova